пятница, 25 декабря 2015 г.

Итак, мы рассмотрели фактически все разделения бухучёта, коснувшись вопросов, на которые компании нужно ответить, формируя свою учётную политику. Осталось ещё пару маленьких вопросов, требующих разбирательства.

Запас под понижение стоимости готовой продукции

Компания понесла некоторые затраты и произвела готовую продукцию. Итог от производства получен и послан на склад. В совершенстве готовая продукция на складе долго лежать не должна – не для того её создавали, чтобы она просто валялась без движения. Но всякое же бывает в жизни… Подвёл приобретатель, подсуетились соперники. А то и вовсе – нагрянул без приглашения Кризис, и вот поэтому эту продукцию никто очень не горит жаждой приобретать, потому что имеется свыше насущные потребности. А продукция в это же время лежит себе на складе, портится, теряя свои покупательные способности и медлено дешевея… Как видим, готовая продукция тоже подвержена пертурбациям, как и простые материальные запасы. Раз это так, то что мешает компании вырабатывать запас под обесценение готовой продукции – по аналогии с запасом под обесценение материалов? Ничего не мешает. Тем свыше что соответственно пункту 2 разделения I ПБУ 5/01 готовая продукция тоже относится к материально-производственным запасам (МПЗ), следовательно, притязание о потребности создания запаса под понижение стоимости МПЗ для неё кроме того справедливо.

Так, компания, у которой в качестве итога производственной деятельности образуется готовая продукция в материально-вещественной форме, должна создавать запас под понижение её стоимости. А создавая таковой запас, компания будет кроме того должна раскрыть в своей учётной политике режим его создания, в котором нужно отметить ответы на ряд вопросов:

  • периодичность создания и корректировки запаса (один раз в год или пару раз по состоянию на конкретные, самостоятельно предпочтённые, даты);
  • принцип создания запаса (в разрезе учётных единиц или по обобщённым группам);
  • режим воссоздания степени запаса при увеличении рыночной стоимости на продукцию (через повышение доходов или путём уменьшения затрат)

Режим раскрытия данной информации в учётной политике и особенности варианта выбора подобающего метода учёта компанией мы уже детально пересматривали раньше (в статье «Материально-производственные запасы (МПЗ)» (15.10.2015)), исходя из этого возвращаться к этому ещё раз не будем. Готовая продукция, как мы уже узнали, равноправная часть МПЗ, и никаких характерных черт в режиме формирования запаса под её обесценение нормативно правовыми документами по бухучёту не предусмотрено.

Материалы по тематике

Материально-производственные запасы (МПЗ)

Материально-производственные запасы (МПЗ)

Исключительное, на что хотелось бы обратить всеобщее пристальное внимание – очень нужно, чтобы режим формирования запаса по готовой продукции был аналогичен порядку, который установлен для материалов и товаров. Это не притязание, конечно, а пожелание. Чтобы предметы учёта, которые отражаются в бухгалтерском балансе по статье «Запасы», формировали свою цена исходя из общих правил и подходов. По-моему, это рационально.

Лимит хранения наличных финансовых средств в кассе

Пунктом 2 «Режима ведения кассовых операций юрлицами и не столь сложном режиме ведения кассовых операций ИП и субъектами малого бизнеса», утверждённого Указанием Банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У, предусмотрено, что правовые лица должны самостоятельно определять лимит наличных денежных средств, которые могут храниться в кассе компании. Очевидно, сам лимит в учётной политике компании показывать не нужно. Просто по причине того, что прямо к ведению учёта он никакого касательства не имеет. Да и выбора-то у основного компаний в этом вопросе нет – Национальный банк приказал, значит, лимит должен быть.

Раз было упомянуто о «основном», значит, и меньшинство существует? Очевидно, куда же без него. Во многих нормативно правовых документах, написанных «для всех», непременно указывается некоторая группа, которая может не делать чего-то такого, что требуется от прочих. В ПБУ к этой группы относятся бухгалтерские «упрощенцы», не подлежащие обязательному аудиту, заняв место, на котором раньше гордо восседали «субъекты малого бизнеса». А вот в Указании Банка Российской Федерации таковой замены не случилось. И посему малые учреждения и ИП сохранили право не определять лимит наличности в кассе (см. абзац 10 пункта 2 Указания Банка Российской Федерации № 3210-У). И об этом в учётной политике стоит написать. Одно из двух – или «не используем, в силу того, что право имеем», или «используем, в силу того, что хочется». Сам размер лимита, повторюсь, в тексте учётной политики показывать не нужно. Всё равняется он будет периодически пересматриваться. Не издавать же всякий раз при очередном изменении лимита приказ о введении изменений в учётную политику?

Режим перечисления работникам подотчётных сумм

Ещё один координационный момент, связанный с оборотом наличных финансовых средств, следует воспроизвести в учётной политике. Он связан с порядком выдачи авансов на командировочные, представительские и хозяйственные затраты. Прямо к бухучёту подотчётных сумм данная обстановка не имеет – это ближе, скорее, к документообороту. Но потому, что речь заходит о деньгах, то по какой причине бы не написать об этом в учётной политике?

Продолжительное время Министр финаннсов РФ в своих письмах отчаянно ругал компании, потребивших зарплатные карты своих работников для перечисления на них авансов на командировки и целевые суммы на осуществление наличных затрат текущего характера. Но затем, по всей видимости, до госслужащих дошло, что бороться с этим безтолку, тем свыше что сложившаяся практика была достаточно рациональна и убыстряла процесс получения средств работниками. Смирившись, Министр финаннсов, выпустил пару писем (Письмо Министерства финансов № 02-03-10/37209 и Казначейства Российской Федерации № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 ; Письмо от 25.08.2014 № 03-11-11/42288), в коих, ссылаясь на пункт 2.5 главы 2 «Положения об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их применением», утверждённого Банком Российской Федерации 24.12.2004 № 266-П, объяснил, что компания вправе создавать перечисление средств работникам на командировочные и иные затраты в интересах компании на банковские карты, потому что это рационально.

Так, компания, которая желает детально раскрыть режим осуществления расчётов со своими работниками по подотчётным суммам, обязана отметить в своей учётной политике (или в подобающем разделении, или в приложении, оформленного в виде особого положения – к примеру, «Положения об компании и документарном оформлении расчётов с подотчётными лицами»), как именно она будет выдавать деньги работникам – лишь наличными из кассы, лишь переводами на карту или и без того, и этак в один момент. Любой вариант разрешён и нормативно правовым документам не идёт вразрез.


Комментариев нет:

Отправить комментарий